Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Маяк»
Предприятие госкорпорации «Росатом»
Rus Eng

Сегодня и завтра ИТ "Маяка"

В истории управления информационных технологий ПО «Маяк» есть две важные даты. Одна – 22 ноября 1951 года, когда директор Государственного химического завода имени Менделеева Борис Музруков подписал приказ об организации машиносчетной станции (МСС) завода. Другая – 4 февраля 1972 года, когда по приказу директора химкомбината «Маяк» Бориса Броховича была проведена реорганизация МСС в информационно-вычислительный центр. Сегодня мало кто из нас представляет свою жизнь без информационных технологий (ИТ). А для кого-то ИТ – это работа. С 2016 года управлением информационных технологий (УИТ) ПО «Маяк» руководит Виталий Синяков. Он рассказал о том, чем сегодня живут «айтишники» «Маяка».


Sinjakov.jpg


– Виталий Евгеньевич, как вы оказались в профессии, связанной с информационными технологиями?


– В 1989 году я поступил в УПИ на физико-технический факультет. Выбор профессии был не то что по любви – просто с математикой в школе дружил. А специальность программиста, инженера-системотехника, как говорят сегодня, была в тренде. Любовь к специальности пришла уже на работе. Пять с половиной лет отучился, пришел работать в ИВЦ, и вот скоро 22 года, как я на «Маяке».


– Какие первоочередные задачи сегодня решают специалисты УИТ?


– Центр обработки данных, который можно сравнить с мозгом, находится в здании УИТ. Это группа серверов: они обрабатывают наши корпоративные данные информационно-вычислительной сети (ИВС). Это мощные высокопроизводительные машины. Но ничего вечного нет, поэтому с ростом задач увеличивается и нагрузка: мы стараемся поддерживать необходимую производительность и периодически обновляем серверный парк. Мощное оборудование установлено в сети Интернет.


По мере возможности мы ведем обновление парка ПЭВМ, чтобы пользователи качественно выполняли поставленные перед ними производственные задачи с использованием ИТ. Тут есть одно новшество – это внедрение так называемых «нулевых» клиентов. Это когда у пользователя находится только монитор, мышь и клавиатура, а все вычислительные операции, происходят на сервере, там же хранятся и данные. Это дает удешевление по сравнению с традиционными ПЭВМ с точки зрения стоимости оборудования, меньше затрат на обслуживание, плюс эргономические бонусы. Но с другой стороны, это требует более тщательной проработки серверной архитектуры, больших серверных мощностей. Сейчас такие компьютеры мы ставим в управлении закупок, в УИТ.


Нашим подразделением выполнен ряд важных и интересных работ в части ИТ-инфраструктуры, мы развиваем информационно-вычислительную сеть. Сейчас фактически все подразделения объединены в ИВС по волоконно-оптическим линиям связи: это дает надежный и быстрый канал связи для решения производственных задач. Осталось переключить буквально три подразделения предприятия, думаю, что в 2017–2018 годах мы совместно с цехом связи эту задачу выполним.


Руководством предприятия перед нами поставлена новая сложная, но интересная задача по управлению производством на приборно-механическом заводе. Это один из ключевых заводов, от которого ждут увеличения выпуска гражданской продукции. Для того чтобы заказы не уходили, что называется, за забор, необходимо разработать качественную систему планирования продукции, учета и диспетчеризации. Для этого надо решить ряд смежных задач, таких как качественная система нормативно-справочной информации (ТМЦ с точными характеристиками), конструкторская и технологическая подготовка производства.


– Семь лет назад была внедрена система «Альфа». Как сейчас развивается эта система?


– Система «Альфа» была введена в постоянную эксплуатацию в финансово-экономическом блоке в 2010 году. «Альфа» – это основа, базовая платформа системы управления предприятием, и она постоянно будет расширяться и включать новые задачи. В последние 4–5 лет в «Альфу» была переведена система управления персоналом, внедрены системы управления автотранспортом, управления техническим обслуживанием и ремонтами автотранспорта, метрологического и механического оборудования, плюс тиражируем решение на энергетическом оборудовании, зарплату перевели, наконец, – сложный, тяжелый был проект. «Биржу» внедрили и развиваем – очень интересный и важный проект с точки зрения оптимизации расходов и сокращения запасов. Мы не даем подразделениям заказывать материалы, если такие же есть на складах и лежат без движения больше года. А что такое запасы без движения? Это зарытые деньги.


Сейчас решаются и другие интересные задачи. Например, на основании заключенных расходных договоров отслеживаем исполнение договорных обязательств, формируем график платежей. В 2017 году будем развивать эту тему и на доходных договорах. Будет развиваться автоматизация закупочной деятельности. Можно долго продолжать тему развития системы. Интересных задач много. Взять, например, те же ПСР-проекты с участием ИТ – заявки от подразделений поступают постоянно.


Про единую отраслевую систему документооборота нельзя не сказать. Масштабы впечатляют: почти 100 тысяч новых документов обработано в системе в 2016 году, по ним создано 240 тысяч поручений. Мы систему сопровождаем и будем обновлять.


– Что делается для защиты информации?


– Мы развиваем и внедряем программные и программно-аппаратные решения как в области защиты конфиденциальной информации, так и в области защиты информации, составляющей государственную тайну. Эти решения внедряются и во внутренней сети предприятия, и в Интернет-сети. По понятным причинам, обо всем рассказать не могу, но некоторые вещи отмечу. Важным событием в 2017 году будет расширение специализированной АС предприятия на основные заводы ЯОК, где будут созданы автоматизированные рабочие места. Это позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений. Кроме того, мы работаем над повышением защищенности Интернет-сети и корпоративной сети предприятия.


– Последнее время мы все чаще слышим о хакерах, которым под силу взломать практически любые сети. Были ли случаи попыток проникнуть в сеть «Маяка»?


– Граница на замке. Незначительные инциденты информационной безопасности были, мы их успешно решили.


– Сейчас идет процесс присоединения предприятия «Базальт», находящегося в поселке Расково Саратовской области, к «Маяку». В этой связи какие задачи вам предстоит решить?


– Во-первых, у нас уже есть надежный транспортный канал, который позволяет нам быстро обмениваться информацией. Идет тестирование взаимодействия, планируем канал немного расширить. Во-вторых, нам предстоит решить вопрос взаимодействия наших информационных систем.


– В 2012 году началось внедрение электронной системы табельного учета работы персонала. Как работает система?


– Электронную систему табельного учета работы персонала в подразделениях предприятия (в основном, это заводы) мы вводили поочередно. Это очень полезная система, которая дисциплинирует персонал: статистика показала, что нарушений трудовой дисциплины стало меньше. Кроме того, электронная система позволяет увидеть обоснованность льгот, которые получает тот или иной работник в соответствии с условиями труда, в которых он находится. Все данные мы собираем и в автоматизированном режиме передаем специалистам службы управления персоналом как в управлении, так и на заводах.


– Скажите, к замене пропусков постоянным жителям Озерска УИТ также имеет отношение?


– Да. УИТ внедрило систему изготовления пропусков для жителей города: эти пропуска сложнее подделать, кроме того, они оборудованы электронным чипом. Планируется и следующий этап – создание автоматизированной системы контроля и управления доступом (АСКУД) городской зоны. Но здесь многое зависит от финансирования. На всех трех КПП будут установлены считывающие устройства, и проход/выход будет осуществляться с обязательным их использованием, как это происходит на заводах или в управлении ПО «Маяк», где АСКУД уже внедрена. Все эти мероприятия нацелены на повышение защищенности нашего города.


– Испытывает ли УИТ кадровую проблему?


– К счастью, нет. Кадры – это наше главное богатство. И это результат целенаправленной работы. Пятеро сотрудников УИТ, в том числе и я, преподают в ОТИ НИЯУ МИФИ на кафедре прикладной математики. Эта традиция сложилась еще в «нулевых» годах, я сам преподаю с 1998 года. В институте мы находим способную талантливую молодежь. Ребята проходят у нас практику. В ходе учебы и практики видно, кто на что способен, и лучших мы приглашаем к себе на работу. Они становятся либо инженерами-программистами, либо инженерами по АСУ, есть уже и руководители, почти треть работников УИТ – выпускники этой замечательной кафедры. В среднем в год к нам приходят на работу два-три молодых специалиста. С другой стороны, у нас есть очень грамотные опытные работники, ветераны – буквально «ИТ-аксакалы»! Наша задача – создать условия для передачи опыта и знаний молодым. Сегодня средний возраст специалистов в УИТ составляет 40 лет. Я считаю, что наш коллектив – это уникальный сплав молодости и опыта, который дает результат.


Вернуться к списку